О хрустале
Гусевской хрустальный завод им. Мальцова - один из легендарных российских брендов, хорошо известных во всем мире. Основан в 1756 году. На протяжении двухсот шестидесяти восьми лет здесь создают настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие по-прежнему выполняется вручную и, большинство в единственном экземпляре. Продукция Гусевского хрустального завода, как и прежде, широко известна и востребована. Работы мастеров из Гусь-Хрустального можно увидеть не только в частных собраниях коллекционеров, но и известных мировых музеях. Лучшие изделия, выполненные заводскими мастерами, выставлялись на крупных зарубежных выставках и неоднократно завоевывали призы за оригинальность самобытность художественных решений, уникальность и виртуозность исполнения, разнообразие форм, цветовой гаммы и декора, а так же высокий уровень профессионального мастерства. В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России.
Описание технологического процесса
изготовления изделий
Изготовленные изделия проходят отжиг в лере или опечке с целью снятия напряжений в хрустале, возникающих при выработке изделий. При ручном производстве изделия вырабатывают с колпаком. После отрезки колпака, сортировки и заправы края изделия поступают в промежуточный склад гладья. Затем изделия поступают в отдел обработки, где идет разметка и нанесение рисунка.
На заводе используются различные способы декорирования изделий: алмазной гранью, методом "Галле", живописью, гравировкой.
Художественная ценность этих изделий определена формой декорирования известной под названием "мальцевской". Изделия украшает геометрический рисунок, составленный из таких элементов огранки, как "медальоны", "звезды", "паутинка", "русский камень", "кусты", "пальцы" и пр.
Нанесение алмазной грани на изделия осуществляется на специальных станках, оснащенных алмазным инструментом. Рисунок получается матовым. Химическая полировка в кислотной ванне позволяет снять тонкую матовую пленку с изделий, грани приобретают свойственную хрусталю прозрачность и способность преломлять и отражать падающие на них лучи света.
Техника "Галле" - глубокое травление кислотой по многослойному стеклу, в результате чего на поверхности вазы получается рельефный рисунок. В этой технике выпускаются заказные вазы с портретом, видами храмов, пейзажными мотивами. Выполняют их мастера высочайшей квалификации, исключительного дарования и художественных способностей, с тонким вкусом, большой интуицией, искусно владеющий этой сложной техникой. Это уникальная работа. Используется метод творческого варьирования.
Гутная пластика – одна из интереснейших сторон русского народного искусства. Горячее стекло свободно раздувают, не ограничивая формой. Форма возникает в руках выдувальщика, свободно и естественно. Особенность этого выдувания в том, что каждая вещь получается индивидуальная в своем роде и зависит от мастерства исполнителя.
В каждой работе прослеживается почерк живописца, особенности его мазка, свое видение изображаемой темы. Используется метод творческого варьирования.
Техника гравировки. Гравирование всегда считалось большим искусством. Этот процесс трудоемкий. Гравирование осуществляется медными дисками очень малого диаметра. Тонкая гравировка гармонично сочетается с гладкой поверхностью стекла, подчеркивая ее прозрачность. Орнамент излучает матовый свет, раскрывая неповторимое свойство стекла - его искрящуюся воздушность. Объемно-пластическая гравировка - вершина искусства. У нее своеобразный строй, свое эмоциональное звучание. Объемность изображения создает игру света и тени. В технике гравировки выполняются пейзажи, охотничьи сцены, морские мотивы, растительные орнаменты и так далее.
Ювелирная проработка рисунка, деталей орнамента говорит о превосходном владении ремеслом и об огромном таланте гравера, от которого требуется высокое мастерство, точность обработки, художественные способности, фантазия, изобретательность, умение воплотить идею на стекле. Это ювелирная работа. Используется метод творческого варьирования.
